Постановление Правительства РБ от 31.12.2014 N 687 "О внесении изменений в государственную программу "Развитие образования Республики Башкортостан"



ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 декабря 2014 г. № 687

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ
"РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН"

Правительство Республики Башкортостан постановляет:
Утвердить прилагаемые изменения, вносимые в государственную программу "Развитие образования Республики Башкортостан", утвержденную Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 21 февраля 2013 года № 54 (с последующими изменениями).

Первый заместитель
Премьер-министра
Правительства
Республики Башкортостан
Р.Х.МАРДАНОВ





Утверждены
Постановлением Правительства
Республики Башкортостан
от 31 декабря 2014 г. № 687

ИЗМЕНЕНИЯ,
ВНОСИМЫЕ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ
"РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН"

1) паспорт государственной программы изложить в следующей редакции:
"ПАСПОРТ
государственной программы
"Развитие образования в Республике Башкортостан"

Ответственный исполнитель государственной программы
Министерство образования Республики Башкортостан
Соисполнители государственной программы
Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре;
Государственный комитет Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей;
Управление делами Главы Республики Башкортостан
(по согласованию);
Управление по контролю и надзору в сфере образования Республики Башкортостан
Цель и задачи государственной программы
Цель:
обеспечить доступность качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития Республики Башкортостан, позволяющего максимально эффективно использовать человеческий потенциал и создать условия для самореализации граждан в течение всей жизни.
Задачи:
модернизировать систему дошкольного, общего, дополнительного, профессионального образования как институтов социального развития;
создать условия для предоставления всем категориям обучающихся равных возможностей в получении качественного образования в соответствии с современными требованиями;
укрепить материально-техническую базу системы образования за счет строительства новых и реконструкции существующих объектов образования;
развивать кадровый потенциал сферы образования и системы государственной поддержки педагогических работников;
осуществить переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования;
обеспечить доступность качественного образования на основе использования информационно-коммуникационных технологий
Сроки и этапы реализации государственной программы
2013 - 2017 годы без деления на этапы
Перечень подпрограмм
1) "Развитие систем дошкольного и общего образования в Республике Башкортостан";
2) "Развитие системы профессионального образования в Республике Башкортостан";
3) "Модернизация системы профессионального образования Республики Башкортостан на 2011 - 2015 годы";
4) "Формирование здорового образа жизни и организация отдыха, оздоровления и дополнительной занятости детей, подростков и учащейся молодежи Республики Башкортостан";
5) "Благополучное детство и укрепление семейных ценностей";
6) "Мероприятия в системе образования Республики Башкортостан, направленные на обеспечение высокого качества образовательных услуг";
7) "Развитие кадрового потенциала системы образования в Республике Башкортостан";
8) "Совершенствование процедуры государственного контроля (надзора)
в области образования";
9) "Обеспечение реализации государственной программы "Развитие образования в Республике Башкортостан";
а также в части программных мероприятий на период 2010 - 2014 годов, исполнителем которых является Министерство образования Республики Башкортостан, следующих программ:
10) Республиканской целевой программы "Развитие системы дошкольного образования в Республике Башкортостан на 2008 - 2012 годы", утвержденной Указом Президента Республики Башкортостан от 20 марта 2008 года № УП-92 и одобренной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 19 декабря 2007 года № 369 (с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 20 декабря 2010 года № 494);
11) республиканской целевой программы сохранения, изучения и развития языков народов Республики Башкортостан на 2012 - 2016 годы, утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29 декабря 2012 года № 504 (с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31 декабря 2013 года № 647);
12) Республиканской целевой программы по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010 - 2014 годы, утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 19 октября 2009 года № 382 (с последующими изменениями);
13) республиканской целевой программы "Профилактика терроризма и экстремизма в Республике Башкортостан на 2011 - 2013 годы", утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 8 февраля 2011 года № 31 (с последующими изменениями);
14) Республиканской целевой программы "Повышение уровня финансовой грамотности населения Республики Башкортостан" на 2011 - 2013 годы, утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 октября 2011 года № 372 (с последующими изменениями);
15) Республиканской целевой программы профилактики правонарушений и борьбы с преступностью в Республике Башкортостан на 2012 год, утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 15 сентября 2011 года № 323 (с последующими изменениями)
Целевые индикаторы и показатели государственной программы
Доля обучающихся в государственных (муниципальных) общеобразовательных организациях, занимающихся в одну смену, в общей численности обучающихся в государственных (муниципальных) общеобразовательных организациях;
доля детей в возрасте 3 - 7 лет, получающих услуги дошкольного образования, в общем количестве детей этого возраста, нуждающихся в данной услуге;
доля выпускников учреждений среднего профессионального образования, которые обучались по укрупненным группам специальностей, соответствующих приоритетным отраслям региональной экономики, и трудоустроились не позднее одного года после выпуска, в общем количестве выпускников учреждений среднего профессионального образования;
доля обучающихся общеобразовательных организаций, использующих электронное обучение, в общей численности обучающихся общеобразовательных школ;
доля педагогических работников, получивших высшую и первую квалификационные категории, в общем числе педагогических работников муниципальных образовательных организаций и государственных образовательных организаций, подведомственных Министерству образования Республики Башкортостан;
доля детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на семейные формы устройства (в том числе патронат), в общем количестве детей указанных категорий
Ресурсное обеспечение государственной программы
Общий объем финансового обеспечения государственной программы в 2013 - 2017 годах составит 182991623,8 тыс. рублей,
в том числе за счет средств:
а) бюджета Республики Башкортостан - 173620904,9 тыс. рублей, из них по годам:
2013 год - 34055231,1 тыс. рублей;
2014 год - 34815143,6 тыс. рублей;
2015 год - 33718905,6 тыс. рублей;
2016 год - 34786351,1 тыс. рублей;
2017 год - 36245273,5 тыс. рублей;
б) федерального бюджета - 4645277,6 тыс. рублей, из них по годам:
2013 год - 2797689,8 тыс. рублей;
2014 год - 1714072,2 тыс. рублей;
2015 год - 65998,5 тыс. рублей;
2016 год - 67517,1 тыс. рублей;
в) внебюджетных источников - 4725441,3 тыс. рублей, из них по годам:
2013 год - 1525641,4 тыс. рублей;
2014 год - 1628771,8 тыс. рублей;
2015 год - 524842,7 тыс. рублей;
2016 год - 522842,7 тыс. рублей;
2017 год - 523342,7 тыс. рублей.";

2) раздел 1 изложить в следующей редакции:
"1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СФЕРЫ
ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Реализация государственной политики Республики Башкортостан в сфере образования направлена на повышение роли образования как инструмента инновационного развития социально-экономической сферы и социального благополучия населения и осуществляется в соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761, Федеральной целевой программой развития образования на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 года № 61 (с последующими изменениями), Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р (с изменениями, внесенными распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2009 года № 1121-р), Законом Республики Башкортостан "Об образовании в Республике Башкортостан", Стратегией социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2020 года, утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 сентября 2009 года № 370.
В настоящее время повышается роль образования как инструмента инновационного развития социально-экономической сферы и социального благополучия населения. Современная система образования нуждается в модернизации в соответствии с требованиями инновационного, социально ориентированного развития республики и страны в целом. В условиях стремительных социально-экономических изменений необходимы разработка механизмов реализации основных направлений развития образования и эффективное использование финансовых ресурсов.
В республике на 1 января 2012 года насчитывается 3,7 тысячи образовательных организаций, в том числе 1630 дошкольных образовательных организаций, 1666 государственных и муниципальных дневных общеобразовательных школ, школ-интернатов, лицеев, гимназий и 5 негосударственных общеобразовательных организаций, 13 вечерних (сменных) общеобразовательных школ, 27 детских домов, 239 организаций дополнительного образования, 88 организаций начального профессионального образования, 85 организаций среднего профессионального образования (в том числе 13 негосударственных), 15 учреждений высшего профессионального образования (в том числе 3 негосударственных). В образовательных организациях обучаются и воспитываются свыше 884,4 тыс. человек, работают более 166,2 тыс. педагогических работников и обслуживающего персонала.
Одной из основных проблем развития системы образования Республики Башкортостан является износ материально-технической базы государственных и муниципальных образовательных организаций, не соответствующих современным стандартам организации учебно-воспитательного процесса и нормативным требованиям санитарной и пожарной безопасности. Не менее важны строительство новых и реконструкция существующих объектов образования в республике.
Актуальна проблема, связанная с нехваткой мест в дошкольных образовательных организациях, в связи с чем необходимо увеличивать объемы строительства дошкольных образовательных организаций, оказывать поддержку негосударственным детским садам, развитию и внедрению альтернативных моделей дошкольного образования.
Мероприятия в сфере дошкольного образования полностью направлены на ликвидацию очередности на получение места в детском саду для детей в возрасте от 3 до 7 лет к 1 января 2016 года. К 2017 году необходимо обеспечить переход на федеральные государственные образовательные стандарты (далее - ФГОС) дошкольного образования.
Актуальной остается проблема соблюдения законодательства в сфере образования. Имеются нарушения, связанные с ведением образовательной деятельности, получением лицензии и государственной аккредитации, обеспечением необходимого качества образования. По этой причине требуется усиление государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере образования.
Не менее важно повышать уровень квалификации руководителей образовательных учреждений в области менеджмента и экономики в соответствии с новыми требованиями, предъявляемыми к их должностным обязанностям.
В связи с введением в образовательный процесс ФГОС второго поколения с использованием информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) предъявляются новые требования к квалификационному уровню педагогов. Требует совершенствования организация повышения квалификации работников образования в целях обеспечения непрерывности и адресного подхода к повышению их квалификации, учета индивидуальных особенностей и потребностей.
Продолжает оставаться актуальным привлечение перспективных выпускников педагогических вузов на работу в образовательные организации, в том числе с использованием мер государственной поддержки.
В целях обеспечения развития талантливых и творчески работающих педагогов ежегодно проводятся конкурсы профессионального мастерства "Учитель года", "Педагог года", "Мастер года", "Лучший классный руководитель", "Сердце отдаю детям". С 2010 года проходят конкурсы "Учитель-мастер", "Педагог-исследователь", "Информационно-коммуникационные технологии в творчестве учителя".
В республике реализуются различные образовательные программы, проекты и модели работы с одаренными школьниками. Организовано регулярное проведение 32 предметных олимпиад, 21 из которых проходит как региональный этап Всероссийской олимпиады школьников. Ежегодно в олимпиаде участвуют свыше 159,5 тыс. учащихся (65,3%) общеобразовательных организаций. С каждым годом увеличивается количество занимающихся проектно-исследовательской работой.
В республике число общих общеобразовательных организаций, применяющих инновационные методы, составляет 9,6%, в них обучаются 23,3% человек. В круг первоочередных задач до 2017 года входит увеличение доли инновационных общеобразовательных организаций, обеспечивающих всестороннее развитие детей, ориентированных на достижение ими высоких профессиональных результатов. В целях расширения работы с одаренными детьми из сельской местности необходимо усилить инновационные школы-интернаты, которые характеризуются разнообразием предметной и профессиональной ориентации, среди них школы-интернаты экономической, политехнической, художественной, музыкальной, спортивной направленностей.
На базе государственного автономного образовательного организации дополнительного профессионального образования Институт развития образования Республики Башкортостан (далее - ИРО РБ) создан Научно-методический центр развития одаренности. Однако требует дальнейшего совершенствования система подготовки преподавателей к работе с одаренными детьми. Недостаточно развиты меры стимулирования педагогов. Таким образом, очевидна задача по созданию единой региональной системы по выявлению, поддержке и развитию одаренных детей. Необходимо совершенствование сети специализированных образовательных организаций, а также непрерывное сопровождение одаренных детей в период их самореализации.
Остается ряд проблем в развитии системы дополнительного образования детей, в том числе в части повышения профессионального уровня педагогов и укрепления материально-технической базы соответствующих организаций. Особое внимание следует уделить взаимодействию общеобразовательных организаций с организациями дополнительного образования детей при организации их внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения.
Материальная база большинства загородных детских оздоровительных организаций не отвечает современным требованиям, требуются ремонт медицинских пунктов, спальных корпусов, пищеблоков, замена холодильного и технологического оборудования, инвентаря. При этом ежегодно растут требования надзорных служб и родителей к условиям пребывания детей.
Стратегическими задачами современной системы образования являются:
1) внедрение электронного образования,
2) повышение информационных компетенций работников образования,
3) внедрение современных методов обучения на базе информационно-коммуникационных технологий.
По данным соответствующего мониторинга, 83% учителей республики владеют ИКТ, вместе с тем удостоверения о повышении квалификации в данной сфере имеют 53,5% учителей. Наблюдается нехватка квалифицированных кадров в сфере информатизации, менее чем в 10% государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений республики имеются дополнительные штатные единицы по информатизации.
Оснащение средствами информатизации государственных и муниципальных учреждений образования республики производится за счет средств, выделяемых из федерального бюджета бюджету Республики Башкортостан в рамках реализации комплекса мер по модернизации общего образования:
в 2011 году были оснащены 154 базовые школы республики на общую сумму 36,8 млн. рублей, приобретено программное обеспечение для реализации дистанционного обучения в базовых школах на сумму 10,35 млн. рублей;
в 2012 году было приобретено 18000 ноутбуков на сумму 258,0 млн. рублей для учителей начальных классов, информатики и других предметов, активно применяющих ИКТ в учебном процессе; 686 школ были оснащены компьютерными классами (по 12 компьютеров каждый) на сумму 138,4 млн. рублей; был закуплен сервер для организации дистанционного обучения в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях республики на сумму 964,0 тыс. рублей; приобретено программное обеспечение на сумму 10,5 млн. рублей.
Необходимо комплексное применение ИКТ в образовательной деятельности, научных исследованиях, административном управлении, развитие инфраструктуры республиканской образовательной информационной системы путем создания сети территориально распределенных центров информатизации (республиканского и муниципальных центров, информационных центров базовых школ и центров информационных технологий, образовательных организациях профессионального образования). Надо усилить сетевое взаимодействие организаций образования, внедрить в практику информационные системы управления государственными и муниципальными образовательными организациями, создать электронный мониторинг системы образования республики. Требуется расширить применение технологий дистанционного обучения для детей-инвалидов в Республиканском центре дистанционного образования детей-инвалидов на дому.
Особые требования предъявляются к системе сопровождения социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прежде всего проживающих в условиях учреждений интернатного типа. Одной из важнейших проблем является низкий уровень самостоятельности таких детей в решении жизненно необходимых задач: трудоустройства, налаживания семейных отношений, социальной адаптации, освоения и выполнения общественной роли. Поведение выпускника детского дома при решении задач жизнеустройства зачастую является противоречивым, конфликтным, напряженным.
Большие изменения претерпевает система профессионального образования. Происходит сокращение контингента в образовательных организациях профессионального образования, вызванное снижением численности выпускников общеобразовательных организаций и перераспределением их потоков в пользу высшего образования (в 2012 году 78,15% выпускников школ республики поступили в вузы). Отдельные отрасли экономики испытывают проблемы, связанные с дефицитом рабочих кадров и специалистов среднего звена.
На решение проблем в сфере профессионального образования реализуется подпрограмма "Комплексная программа модернизации системы профессионального образования Республики Башкортостан на 2011 - 2015 годы", утвержденная Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 8 июля 2011 года № 231, которой предусмотрены совершенствование региональной инфраструктуры системы профессионального образования, стимулирование инновационной деятельности соответствующих образовательных организаций.
Таким образом, образование республики сегодня формирует современные модели дошкольного, общего и профессионального образования, направленные на обеспечении ее соответствия, как требованиям инновационной экономики, так и запросам общества на создание условий, гарантирующих качество и доступность образовательных услуг. При этом необходимо соблюдение государственных гарантий прав граждан на получение общего и среднего профессионального образования.";
3) разделы 2, 3, 4, 5, 6 изложить в следующей редакции:
"2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

На основании Указа Президента Республики Башкортостан от 30 ноября 2013 года № УП-371 "Об оценке эффективности деятельности республиканских органов исполнительной власти" деятельность Министерства образования Республики Башкортостан оценивается посредством отраслевых показателей, направленных на достижение стратегических целей социально-экономического развития Республики Башкортостан и отрасли образования.
Цель государственной программы - обеспечить доступность качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития Республики Башкортостан, позволяющего максимально эффективно использовать человеческий потенциал и создать условия для самореализации граждан в течение всей жизни.
Достижение поставленной цели осуществляется путем решения следующих задач:
модернизировать системы дошкольного, общего, дополнительного, профессионального образования как институтов социального развития;
создать условия для предоставления равных возможностей всем категориям обучающихся в получении качественного образования в соответствии с современными требованиями;
укрепить материально-техническую базу системы образования за счет строительства новых и реконструкции существующих объектов образования;
развить кадровый потенциал сферы образования и системы государственной поддержки педагогических работников;
осуществить переданные Российской Федерацией полномочия в области образования;
обеспечить доступность качественного образования на основе использования информационно-коммуникационных технологий.

3. СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

Государственная программа реализуется в 2013 - 2017 годах без деления на этапы.

4. ПЕРЕЧЕНЬ ЦЕЛЕВЫХ ИНДИКАТОРОВ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

Сведения о составе, значениях целевых индикаторов и показателей государственной программы по годам, методика расчета значений целевых индикаторов и показателей государственной программы приведены в приложении № 1 к государственной программе.
Перечисленные в вышеуказанном приложении индикаторы государственной программы базируются на следующих нормативных правовых актах Российской Федерации и Республики Башкортостан:
Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";
Указе Президента Республики Башкортостан от 30 ноября 2013 года № УП-371 "Об оценке эффективности деятельности республиканских органов исполнительной власти";
Стратегии социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2020 года, утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 сентября 2009 года № 370.

5. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

Ресурсное обеспечение государственной программы представляет собой совокупность финансовых, имущественных, материальных, информационных, человеческих ресурсов.
Финансовое обеспечение государственной программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета Республики Башкортостан, внебюджетных источников.
Для реализации государственной программы ежегодно выделяются средства из федерального бюджета Российской Федерации на основании соглашений, заключенных между Правительством Республики Башкортостан и Министерством образования и науки Российской Федерации.
Объемы привлечения внебюджетных средств прогнозируются по плану финансово-хозяйственной деятельности.
В целях соблюдения основных принципов бюджетного законодательства Российской Федерации: прозрачности (открытости), адресности, целевого характера, результативности и эффективности расходования бюджетных средств - определена методика распределения межбюджетных трансфертов, перечисляемых в виде субвенций и субсидий в бюджеты муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан.
Информация о финансовом обеспечении государственной программы представлена в приложении № 2.

МЕТОДИКА
распределения межбюджетных трансфертов, перечисляемых
в виде субвенций и субсидий в бюджеты муниципальных районов
и городских округов Республики Башкортостан

Наименование методики распределения средств
Наименование программного мероприятия
Основание для распределения трансфертов
1
2
3
Способ (методика) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета Республики Башкортостан для осуществления государственных полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству
организация и осуществление деятельности по опеке и попечительству
приложение № 4 к Закону Республики Башкортостан "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан"
Способ (методика) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета Республики Башкортостан для осуществления государственных полномочий по образованию и обеспечению в пределах муниципального образования деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав
образование и обеспечение деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав
приложение № 2 к Закону Республики Башкортостан "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан"
Методика распределения иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных районов и городских округов из бюджета Республики Башкортостан на выплату ежемесячной надбавки к заработной плате работникам муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования
ежемесячная надбавка к заработной плате работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 2 сентября 2010 года № 332 "О порядке и условиях финансирования и выплаты ежемесячной надбавки к заработной плате работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования" (с последующими изменениями)
Способ (методика) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета Республики Башкортостан для осуществления государственных полномочий по организации и обеспечению отдыха и оздоровления детей (за исключением организации отдыха детей в каникулярное время)
организация и обеспечение отдыха и оздоровления детей (за исключением организации отдыха детей в каникулярное время)
приложение № 6 к Закону Республики Башкортостан "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан"
Способ (методика) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета Республики Башкортостан для осуществления государственных полномочий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных организациях), кроме полномочий по содержанию детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в государственных образовательных организациях и государственных учреждениях здравоохранения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
отдых и оздоровление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
осуществление государственных полномочий по предоставлению бесплатного проезда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, обучающимся в образовательных учреждениях независимо от их организационно-правовой формы, на период обучения
приложение № 1 к Закону Республики Башкортостан "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан"
Способ (методика) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета Республики Башкортостан для осуществления государственных полномочий по социальной поддержке учащихся муниципальных общеобразовательных организаций из многодетных малоимущих семей по обеспечению бесплатным питанием и школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения школьных занятий
предоставление мер государственной поддержки многодетным семьям по бесплатному обеспечению учащихся школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения школьных занятий;
предоставление мер государственной поддержки по бесплатному питанию учащихся многодетных семей
приложение № 3 к Закону Республики Башкортостан "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан"
Методика распределения субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов из бюджета Республики Башкортостан на выплату единовременного пособия при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью
выплата единовременного пособия при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью за счет средств федерального бюджета
Закон Республики Башкортостан "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по назначению и выплате единовременных пособий при передаче ребенка на воспитание в семью"
Способ (методика) расчета норматива для определения годового объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета Республики Башкортостан для осуществления государственных полномочий по назначению и выплате компенсации части платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
компенсация части родительской платы за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования
приложение № 5 к Закону Республики Башкортостан "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан"
Методика распределения субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов из бюджета Республики Башкортостан на содержание детей в семье опекуна и приемной семье, а также на вознаграждение, причитающееся приемному родителю
содержание ребенка в приемной семье;
содержание ребенка в семье опекуна;
вознаграждение, причитающееся приемному родителю
Закон Республики Башкортостан "О вознаграждении, причитающемся приемным родителям и мерах социальной поддержки, предоставляемых приемной семье"
Методика определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета Республики Башкортостан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях
обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг) в части расходов на оплату труда педагогических работников, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек муниципальных дошкольных образовательных организаций и муниципальных общеобразовательных организаций
Закон Республики Башкортостан "Об образовании в Республике Башкортостан"

В реализации государственной программы также участвуют:
человеческие ресурсы - педагогические работники, сотрудники государственных и муниципальных образовательных организаций, Министерства образования Республики Башкортостан, члены общественных объединений;
информационные ресурсы - нормативно-правовые системы, официальные сайты Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства образования Республики Башкортостан, министерств и ведомств Республики Башкортостан, сайты государственных и муниципальных образовательных организаций, данные государственного статистического наблюдения, региональный сегмент государственной автоматизированной системы "Управление", республиканские образовательные Интернет-порталы: Информационно-образовательный портал Республики Башкортостан и Портал дистанционного образования Республики Башкортостан, автоматизированная информационная система "Образование";
имущественные ресурсы - финансовые активы, нематериальные активы (информация, лицензии, инструкции, методики, результаты интеллектуальной и творческой деятельности, бизнес-планы, технико-экономические обоснования, иная конфиденциальная информация);
материальные ресурсы - объекты движимого и недвижимого имущества, относящиеся к сфере образования (земельные участки, здания, сооружения), инженерная инфраструктура, строившиеся здания и объекты незавершенного строительства, транспортные средства, оборудование, вычислительная и оргтехника; измерительная техника.

6. ПЕРЕЧЕНЬ, ОБОСНОВАНИЕ И ОПИСАНИЕ ПОДПРОГРАММ

Достижение целей и решение задач государственной программы обеспечивается путем скоординированного выполнения комплекса мероприятий, осуществляемых в рамках следующих подпрограмм.
В состав государственной программы входят следующие подпрограммы:
1) "Развитие систем дошкольного и общего образования в Республике Башкортостан";
2) "Развитие системы профессионального образования в Республике Башкортостан";
3) "Комплексная программа модернизации системы профессионального образования Республики Башкортостан на 2011 - 2015 годы";
4) "Формирование здорового образа жизни и организация отдыха, оздоровления и дополнительной занятости детей, подростков и учащейся молодежи Республики Башкортостан";
5) "Благополучное детство и укрепление семейных ценностей";
6) "Мероприятия в системе образования Республики Башкортостан, направленные на обеспечение высокого качества образовательных услуг";
7) "Развитие кадрового потенциала системы образования в Республике Башкортостан";
8) "Совершенствование процедуры государственного контроля (надзора) в области образования";
9) "Обеспечение реализации государственной программы "Развитие образования в Республике Башкортостан";
а также в части программных мероприятий на период 2010 - 2014 годов, исполнителем которых является Министерство образования Республики Башкортостан, следующих программ:
10) Республиканской целевой программы "Развитие системы дошкольного образования в Республике Башкортостан на 2008 - 2012 годы", утвержденной Указом Президента Республики Башкортостан от 20 марта 2008 года № УП-92 и одобренной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 19 декабря 2007 года № 369 (с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 20 декабря 2010 года № 494);
11) республиканской целевой программы сохранения, изучения и развития языков народов Республики Башкортостан на 2012 - 2016 годы, утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29 декабря 2012 года № 504 (с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31 декабря 2013 года № 647);
12) Республиканской целевой программы по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010 - 2014 годы, утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 19 октября 2009 года № 382 (с последующими изменениями);
13) республиканской целевой программы "Профилактика терроризма и экстремизма в Республике Башкортостан на 2011 - 2013 годы", утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 8 февраля 2011 года № 31 (с последующими изменениями);
14) Республиканской целевой программы "Повышение уровня финансовой грамотности населения Республики Башкортостан" на 2011 - 2013 годы, утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 октября 2011 года № 372 (с последующими изменениями);
15) Республиканской целевой программы профилактики правонарушений и борьбы с преступностью в Республике Башкортостан на 2012 год, утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 15 сентября 2011 года № 323 (с последующими изменениями).

6.1. Подпрограмма "Развитие систем дошкольного и общего
образования в Республике Башкортостан"

ПАСПОРТ
подпрограммы "Развитие систем дошкольного и общего
образования в Республике Башкортостан"

Ответственный исполнитель подпрограммы (соисполнитель государственной программы)
Министерство образования Республики Башкортостан;
Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре
Цели и задачи подпрограммы
Цели:
совершенствовать систему образования республики в развитии систем дошкольного и общего образования;
обеспечить качество и доступность образовательных услуг на всех уровнях образования для разных категорий воспитанников и учащихся.
Задачи:
создать условия, обеспечивающие организацию открытого и саморазвивающегося образовательного пространства, удовлетворяющего образовательные потребности гражданина современного Башкортостана;
определить общую стратегию развития образовательных процессов в регионе;
обеспечить строительство и реконструкцию образовательных организаций;
обеспечить доступность равных возможностей (независимо от места жительства учащихся) в получении качественного образования в соответствии с современными требованиями;
обеспечить полноценное психофизическое, социальное, культурное развитие обучающегося (воспитанника)
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы
Соотношение средней заработной платы педагогических работников общеобразовательных организаций и средней заработной платы в Республике Башкортостан;
соотношение средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных организаций и средней заработной платы в сфере общего образования в Республике Башкортостан;
доля обучающихся в государственных (муниципальных) общеобразовательных организациях, занимающихся в одну смену, в общей численности обучающихся в государственных (муниципальных) общеобразовательных организациях;
доля получателей государственной услуги в сфере образования, удовлетворенных полнотой и качеством этой услуги, в общем количестве опрошенных;
доля общеобразовательных организаций республики, оснащенных спортивным инвентарем, в их общем количестве;
доля образовательных организаций с постоянным пребыванием детей, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем количестве таких организаций
Сроки и этапы реализации подпрограммы
2013 - 2017 годы без деления на этапы
Ресурсное обеспечение подпрограммы
Общий объем финансового обеспечения подпрограммы в 2013 - 2017 годах составит 135939155,2 тыс. рублей, в том числе за счет средств:
а) бюджета Республики Башкортостан - 131227768,8 тыс. рублей, из них по годам:
2013 год - 24925596,2 тыс. рублей;
2014 год - 25903204,3 тыс. рублей;
2015 год - 25524374,1 тыс. рублей;
2016 год - 26686702,3 тыс. рублей;
2017 год - 28187891,9 тыс. рублей;
б) федерального бюджета - 4146076,1 тыс. рублей, из них по годам:
2013 год - 2580264,6 тыс. рублей;
2014 год - 1565811,5 тыс. рублей;
в) внебюджетных источников - 565310,3 тыс. рублей, из них по годам:
2013 год - 120998,5 тыс. рублей;
2014 год - 127279,9 тыс. рублей;
2015 год - 105677,3 тыс. рублей;
2016 год - 105677,3 тыс. рублей;
2017 год - 105677,3 тыс. рублей

6.1.1. Краткая характеристика сфер дошкольного
и общего образования в Республике Башкортостан

Система дошкольного образования Республики Башкортостан представляет собой многофункциональную сеть из 1630 дошкольных образовательных организаций различных видов.
В 2012 году дошкольным образованием охвачены 62,6% детей в возрасте от 1 до 6 лет и 82,2% детей - в возрасте от 3 до 7 лет. К 2016 году должна быть ликвидирована очередность для детей в возрасте от 3 до 7 лет.
Обеспечение прозрачности и открытости записи в детские сады гарантирует действующая с 2013 года единая электронная республиканская очередь.
Увеличению мест в дошкольных образовательных организациях способствует ввод новых мест, в том числе за счет строительства новых детских садов. За 2010 - 2013 годы в Республике Башкортостан введено 158 объектов дошкольного образования на 16003 места, в том числе по окончании строительства введено 58 объектов на 8521 место, за счет возврата и перепрофилирования зданий и помещений введено 100 объектов на 7482 места.
Министерством образования Республики Башкортостан разработан план по их развитию, согласно которому планируется организовать работу по внедрению в деятельность дошкольных образовательных учреждений альтернативных форм дошкольного образования: открытию групп кратковременного пребывания и предшкольной подготовки, семейного воспитания, организации групп дошкольного образования, гувернерской службы. В результате этой работы с 2010 по 2013 год дополнительно введено 21299 мест.
С 2011 года в 10 муниципальных образованиях республики (на основании постановлений администраций муниципальных образований) организована работа по выплате компенсации многодетным, малообеспеченным и неполным семьям, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, не посещающих детские сады. За 2011 - 2013 годы на указанные цели из местных бюджетов направлены средства в объеме 134,6 миллиона рублей на 5502 детей.
В республике развивается сеть частных детских садов. За период с 2010 по 2013 год число негосударственных дошкольных образовательных организаций, имеющих лицензию на образовательную деятельность, увеличилось с 2 (213 детей) до 13 (501 ребенок). За данный период индивидуальными предпринимателями открыты 114 детских садов, оказывающих услуги по уходу и присмотру за 2430 детьми. Министерством образования Республики Башкортостан утвержден план мероприятий по развитию частных детсадов.
Увеличение количества мест в дошкольных общеобразовательных учреждениях повлекло рост числа педагогических работников, что потребовало обеспечения их материального стимулирования.
На указанные цели в соответствии с Указом Президента Республики Башкортостан от 16 июля 2010 года № УП-426 "Об установлении ежемесячной надбавки к заработной плате работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования" предусмотрены межбюджетные трансферты администрациям муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан. Выплаты рассчитаны согласно Постановлению Правительства Республики Башкортостан от 2 сентября 2010 года № 332 "О порядке и условиях финансирования и выплаты ежемесячной надбавки к заработной плате работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования" (с последующими изменениями).
В 2012 - 2013 учебном году в республике функционировали 1587 дневных общеобразовательных школ и школ-интернатов и 812 филиалов с контингентом обучающихся 429,6 тыс. человек, в том числе в сельской местности - 180,2 тыс. обучающихся (41,9%). Кроме того, действуют 12 вечерних (сменных) общеобразовательных школ с контингентом обучающихся 4,3 тыс. человек и 5 негосударственных общеобразовательных учреждений с 881 учащимся.
В общеобразовательных организациях республики организовано обучение по 12 профилям, охват профильным обучением составляет 59,7% старшеклассников.
По численности обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях Республика Башкортостан занимает 4-е место в Российской Федерации (после Москвы, Московской области и Краснодарского края). Количество обучающихся, приходящихся на одного учителя, на начало 2012 - 2013 учебного года составляло 10,8 человека (в 2009 - 2010 учебном году - 9,9; в 2010 - 2011 учебном году - 10,2; в 2011 - 2012 учебном году - 10,5).
Между администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан и Министерством образования Республики Башкортостан ежегодно заключаются соглашения, в рамках которых в муниципальных образованиях Республики Башкортостан предусмотрено доведение до нормативных уровней:
наполняемости классов: в городской местности - до 25 человек, в сельской местности - до 14 человек;
количества учащихся, приходящихся на 1 учителя, - до 15 человек;
численности прочего персонала общеобразовательных учреждений (физических лиц) - до 53% от оптимальной численности педагогического персонала.
В сельской местности работает 1186 школ, что составляет 74,7% от общей численности школ Республики Башкортостан. Сельская школа была и остается интеллектуально-культурным центром села.
Одним из основных путей повышения эффективности расходования бюджетных средств, обеспечения доступности качественного образования за счет улучшения материально-технической базы школ и обучения в них как можно большего количества детей является в настоящее время создание базовых школ.
В 2012 году для организации подвоза обучающихся к общеобразовательным организациям было задействовано 756 школьных автобусов. Для школ республики в рамках реализации комплекса мер по модернизации системы общего образования за 2011 и 2012 годы были закуплены 252 школьных автобуса на сумму 271,2 млн. рублей. Несмотря на это, количество учащихся, нуждающихся в доставке в базовые школы, остается значительным. На 2013 год были приняты заявки от муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан на приобретение 300 школьных автобусов.
В республике ведется целенаправленная работа с одаренными детьми. В образовательных организациях проводятся олимпиады, научные конференции, турниры, конкурсы, фестивали, выставки, соревнования по всем направлениям творческой деятельности. Создаются очные, очно-заочные (дистанционные) школы, и организуются другие формы работы. Ежегодно проводится научно-практическая конференция Малой академии наук школьников.
С каждым годом увеличивается количество школьников, участвующих во Всероссийских олимпиадах по различным предметам (на школьном этапе - с 53% в 2011 году до 61,0% в 2012 году; на муниципальном этапе - с 31,4% в 2011 году до 36,7% в 2012 году).
В целях стимулирования деятельности учителей-предметников, работающих с одаренными детьми, принят Указ Президента Республики Башкортостан от 19 декабря 2011 года № УП-676 "О премиях Президента Республики Башкортостан педагогическим работникам, подготовившим победителей и призеров международных, всероссийских, межрегиональных, республиканских олимпиад, конкурсов, фестивалей и спортивных соревнований в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование".
В целях методического сопровождения работы с детьми, в том числе с одаренными, для учителей-предметников проводятся тематические интернет-педсоветы, дистанционные курсы по инновационным педагогическим технологиям, в том числе с использованием возможностей системы дистанционного обучения edu02.ru.
В ближайшей перспективе в сферах дошкольного и общего образования в Республике Башкортостан предстоит решить следующие задачи:
развивать сети дошкольных образовательных организаций, в том числе негосударственных;
внедрить новые модели предоставления услуг дошкольного образования, создать условия для организации предшкольной подготовки детей, не посещающих детский сад регулярно;
повысить качество дошкольного образования и дальнейшее его укрепление высококвалифицированными педагогическими кадрами;
обеспечить инновационный характер функционирования системы дошкольного и общего образования в соответствии с современными социально-экономическими требованиями;
обеспечить введение и реализацию федерального государственного образовательного стандарта нового поколения;
повысить уровень подготовки педагогических кадров, а также внедрить новые механизмы аттестации и повысить квалификацию педагогических и руководящих кадров государственных и муниципальных образовательных организаций.

6.1.2. Цели и задачи подпрограммы

Основными целями подпрограммы являются:
совершенствовать систему образования республики в развитии систем дошкольного и общего образования;
обеспечить качество и доступность образовательных услуг на всех уровнях образования для разных категорий воспитанников и учащихся.
Сегодня в сферах дошкольного и общего образования наиболее актуальны следующие задачи:
создать условия, обеспечивающие организацию открытого и саморазвивающегося образовательного пространства, удовлетворяющего образовательные потребности гражданина современного Башкортостана;
определить общую стратегию развития образовательных процессов в регионе;
обеспечить строительство и реконструкцию образовательных организаций;
обеспечить доступность равных возможностей (независимо от места жительства учащихся) в получении качественного образования в соответствии с современными требованиями;
обеспечить полноценное психофизическое, социальное, культурное развитие обучающегося (воспитанника).

6.1.3. Целевые индикаторы и показатели подпрограммы
и их взаимосвязь с показателями государственной программы

Сведения о составе и значениях целевых индикаторов и показателей подпрограммы по годам, методика расчета значений целевых индикаторов и показателей подпрограммы приведены в приложении № 1 к государственной программе.
Целевые индикаторы подпрограммы разработаны на основе целей, задач, целевых индикаторов и показателей согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 "О мерах по реализации государственной социальной политики", Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", Указу Президента Республики Башкортостан от 30 ноября 2013 года № УП-371 "Об оценке эффективности деятельности республиканских органов исполнительной власти", плану мероприятий ("дорожной карте") "Изменения в сфере образования Республики Башкортостан, направленные на повышение ее эффективности", утвержденному распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 30 апреля 2013 года № 510-р, другим социально-экономическим документам в сфере образования Республики Башкортостан.

6.1.4. Ресурсное обеспечение подпрограммы

Ресурсное обеспечение подпрограммы представляет собой совокупность финансовых, имущественных, материальных, информационных, человеческих ресурсов.
Финансовое обеспечение подпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета Республики Башкортостан и внебюджетных источников.
Для реализации подпрограммы ежегодно выделяются средства из федерального бюджета Российской Федерации на основании заключенных между Правительством Республики Башкортостан и Министерством образования и науки Российской Федерации соглашений в части мероприятий дошкольного и общего образования.
Объемы привлечения внебюджетных средств прогнозируются по плану финансово-хозяйственной деятельности.
Информация о финансовом обеспечении подпрограммы представлена в приложении № 2 к государственной программе.

6.2. Подпрограмма "Развитие системы профессионального образования в Республике Башкортостан"

ПАСПОРТ
подпрограммы "Развитие системы профессионального
образования в Республике Башкортостан"

Ответственный исполнитель подпрограммы (соисполнитель государственной программы)
Министерство образования Республики Башкортостан;
Государственный комитет Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей
Цели и задачи подпрограммы
Цели:
содействовать развитию управления государственными образовательными организациями профессионального образования для повышения их конкурентоспособности и эффективности;
обновить теоретические и практические знания работников системы образования в соответствии с постоянно повышающимися требованиями федеральных государственных образовательных стандартов;
своевременно повышать квалификацию педагогических кадров государственных образовательных учреждений профессионального образования.
Задачи:
обеспечить качественное предоставление услуг в сферах среднего профессионального образования, высшего образования и дополнительного профессионального образования;
обеспечить динамично развивающуюся рыночную инновационную экономику профессиональными кадрами;
создать единую систему методического, информационного, аналитического и научного обеспечения деятельности государственных образовательных организаций среднего профессионального образования;
выполнить работы по учебно-научно-методическому сопровождению образовательной деятельности организаций среднего профессионального образования и высшего образования;
формировать и реализовывать инновационные образовательные программы, решающие кадровые задачи современной экономики на основе интеграции образовательной и производственной деятельности;
обеспечить преемственность всех уровней профессионального и высшего образования на основе использования инновационных образовательных технологий;
оптимизировать систему подготовки кадров республики;
проводить республиканские научно-практические конференции, семинары, совещания, выставки, конкурсы, олимпиады соответствующей тематики
Целевой индикатор и показатель подпрограммы
Соотношение средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования и средней заработной платы в Республике Башкортостан
Сроки и этапы реализации подпрограммы
2013 - 2017 годы без деления на этапы
Ресурсное обеспечение подпрограммы
Общий объем финансового обеспечения подпрограммы в 2013 - 2017 годах составит 27120347,2 тыс. рублей, в том числе за счет средств:
а) бюджета Республики Башкортостан - 23656214,0 тыс. рублей, из них по годам:
2013 год - 4584342,3 тыс. рублей;
2014 год - 4963300,9 тыс. рублей;
2015 год - 4740878,2 тыс. рублей;
2016 год - 4704479,9 тыс. рублей;
2017 год - 4663212,7 тыс. рублей;
б) федерального бюджета - 26367,6 тыс. рублей, из них по годам:
2013 год - 13935,6 тыс. рублей;
2014 год - 12432,0 тыс. рублей;
в) внебюджетных источников - 3437765,6 тыс. рублей, из них по годам:
2013 год - 1163675,2 тыс. рублей;
2014 год - 1238340,4 тыс. рублей;
2015 год - 345250,0 тыс. рублей;
2016 год - 345250,0 тыс. рублей;
2017 год - 345250,0 тыс. рублей

6.2.1. Краткая характеристика сферы развития системы
профессионального образования в Республике Башкортостан

На территории Республики Башкортостан в 2012 году функционировали 10 самостоятельных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования и 17 филиалов государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, головные организации которых расположены в других регионах России, 75 образовательных учреждений среднего профессионального образования (далее - СПО) и 88 образовательных учреждений начального профессионального образования (далее - НПО) с общим контингентом студентов и учащихся около 240 тыс. человек.
В целях решения актуальных задач кадрового обеспечения отраслей экономики и социальной сферы республики реализуется подпрограмма "Комплексная программа модернизации системы профессионального образования Республики Башкортостан на 2011 - 2015 годы" государственной программы, утвержденная Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 8 июля 2011 года № 231 (далее - Комплексная программа).
В соответствии со сводным прогнозом кадровых потребностей отраслей экономики Республики Башкортостан, сформированным Министерством экономического развития Республики Башкортостан, в 2011 - 2012 годах по системе начального профессионального образования и среднего профессионального образования:
сокращен прием по укрупненным группам специальностей "Образование и педагогика", "Гуманитарные науки", "Экономика и управление";
прием по специальностям технического профиля увеличен на 4%;
сформирован план мероприятий по оптимизации сети государственных образовательных организаций НПО и СПО в 2012 - 2014 годах, в котором предусмотрены реорганизация 32 учреждений СПО и 21 организации НПО и создание на их базе многоуровневых многопрофильных образовательных учреждений;
на базе организаций профессионального образования при участии работодателей создано 16 ресурсных центров подготовки кадров для высокотехнологичного машиностроительного, нефтехимического, полиграфического, агропромышленного и деревообрабатывающего производств, а также для строительной отрасли;
приняты дополнительные меры по трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования, в первую очередь обучавшихся по укрупненным группам специальностей, соответствующих приоритетным отраслям региональной экономики: благодаря этим мерам доля не трудоустроившихся в первый год после выпуска выпускников сократилась с 3,5% до 3,0%;
проводится работа, направленная на повышение престижа рабочих профессий и инженерно-технических специальностей: Республике Башкортостан выделена квота на получение стипендий Правительства Российской Федерации для обучающихся в образовательных организациях НПО и СПО по специальностям, обеспечивающим приоритетные направления модернизации и технологического развития отечественной экономики; учреждена стипендия Правительства Республики Башкортостан для учащихся образовательных учреждений НПО; администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан совместно с работодателями учреждены стипендии для обучающихся в образовательных организациях НПО и СПО, достигших особых успехов в учебе и производственной деятельности;
совершенствуется организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации занятого населения на базе организаций профессионального образования;
начата работа по созданию региональной системы независимой оценки качества профессионального образования, общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ и сертификации квалификаций выпускников учреждений профессионального образования.
Работодатели активно влияют на формирование заявок организаций профобразования, ежегодно вносят свои предложения по контрольным цифрам приема. Благодаря участию работодателей с 2011 года проведена корректировка структуры подготовки кадров.
Прием на обучение по техническому профилю с 2011 года в организациях НПО вырос с 19,2% до 43%, в организациях СПО - с 56,4% до 65,4%.
В настоящее время структура и объемы подготовки кадров за счет средств бюджета республики приведены в соответствие с потребностями приоритетных направлений модернизации и технологического развития экономики России и республики.
Принимаются дополнительные меры по трудоустройству выпускников профессиональных образовательных организаций, в первую очередь обучавшихся по укрупненным группам специальностей, соответствующих приоритетным отраслям региональной экономики: благодаря этим мерам доля не трудоустроившихся в первый год после выпуска выпускников сократилась с 3,5% до 3,0%.
В процессе модернизации профессионального образования республики в 2013 - 2017 годах определены следующие основные направления деятельности профессионального образования:
обеспечение соответствия квалификаций выпускников требованиям экономики;
консолидация ресурсов бизнеса, государства и образовательных организаций в развитии региональной системы профессионального образования;
создание и обеспечение широких возможностей для различных категорий населения в приобретении необходимых прикладных квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности;
создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации обучающихся.

6.2.2. Цели и задачи подпрограммы

Основными целями подпрограммы являются:
содействовать развитию управления государственными образовательными организациями профессионального образования для повышения их конкурентоспособности и эффективности;
обновить теоретические и практические знания работников системы образования в соответствии с постоянно повышающимися требованиями федеральных государственных образовательных стандартов;
своевременно повышать квалификацию педагогических кадров государственных образовательных организаций профессионального образования.
Сегодня в сфере профессионального образования наиболее актуальны следующие задачи:
обеспечить качественное предоставление услуг в сферах среднего профессионального образования, высшего образования и дополнительного профессионального образования;
обеспечить динамично развивающуюся рыночную инновационную экономику профессиональными кадрами;
создать единую систему методического, информационного, аналитического и научного обеспечения деятельности государственных образовательных организаций среднего профессионального образования;
выполнить работы по учебно-научно-методическому сопровождению образовательной деятельности организаций среднего профессионального образования и высшего образования;
формировать и реализовывать инновационные образовательные программы, решающие кадровые задачи современной экономики на основе интеграции образовательной и производственной деятельности;
обеспечить преемственность всех уровней профессионального и высшего образования на основе использования инновационных образовательных технологий;
оптимизировать систему подготовки кадров республики;
проводить республиканские научно-практические конференции, семинары, совещания, выставки, конкурсы, олимпиады соответствующей тематики.

6.2.3. Целевой индикатор и показатель подпрограммы
и их взаимосвязь с показателями государственной программы

Сведения о составе и значениях целевого индикатора и показателя подпрограммы по годам, методика расчета значений целевого индикатора и показателя подпрограммы приведены в приложении № 1 к государственной программе.
Целевой индикатор подпрограммы установлен на основе целей, задач, целевых индикаторов и показателей согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 "О мерах по реализации государственной социальной политики", Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", Указу Президента Республики Башкортостан от 30 ноября 2013 года № УП-371 "Об оценке эффективности деятельности республиканских органов исполнительной власти", плану мероприятий ("дорожной карте") "Изменения в сфере образования Республики Башкортостан, направленные на повышение ее эффективности", утвержденному распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 30 апреля 2013 года № 510-р, другим социально-экономическим документам в сфере образования Республики Башкортостан.

6.2.4. Ресурсное обеспечение подпрограммы

Ресурсное обеспечение подпрограммы представляет собой совокупность финансовых, имущественных, материальных, информационных, человеческих ресурсов.
Финансовое обеспечение подпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета Республики Башкортостан и внебюджетных источников.
Для реализации подпрограммы ежегодно выделяются средства из федерального бюджета Российской Федерации на основании заключенных между Правительством Республики Башкортостан и Министерством образования и науки Российской Федерации соглашений в части мероприятий профессионального образования.
Объемы привлечения внебюджетных средств прогнозируются по плану финансово-хозяйственной деятельности.
Информация о финансовом обеспечении подпрограммы представлена в приложении № 2 к государственной программе.

6.3. Подпрограмма "Модернизация системы профессионального
образования Республики Башкортостан на 2011 - 2015 годы"

ПАСПОРТ
подпрограммы "Модернизация системы профессионального
образования Республики Башкортостан на 2011 - 2015 годы"

Ответственный исполнитель подпрограммы
Министерство образования Республики Башкортостан
Цель и задачи государственной программы
Цель:
обеспечить доступность качественного профессионального образования, соответствующего требованиям инновационного социально-экономического развития Республики Башкортостан и Российской Федерации.
Задачи:
создать систему прогнозирования кадровых потребностей региональной экономики, формирования и распределения государственного задания (заказа) на подготовку кадров;
сформировать эффективную территориально-отраслевую организацию ресурсов системы профессионального образования, ориентированную на потребности перспективных региональных рынков труда;
повысить привлекательность программы профессионального образования, востребованной на региональном рынке труда;
сформировать региональную государственно-общественную систему оценки качества профессионального образования;
внедрить новый финансово-экономический механизм в региональную систему профессионального образования;
развивать кадровые ресурсы региональной системы профессионального образования
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы
Доля лиц, принятых на обучение по основным профессиональным программам среднего профессионального образования и высшего образования по укрупненным группам специальностей, соответствующих приоритетным отраслям региональной экономики, в общем количестве абитуриентов;
доля лиц, обучающихся по программам среднего профессионального образования и высшего образования, прошедшим профессионально-общественную аккредитацию, в общем количестве обучающихся по программам среднего профессионального образования и высшего образования;
доля выпускников государственных организаций начального профессионального образования, которые обучались по укрупненным группам специальностей, соответствующих приоритетным отраслям региональной экономики, и трудоустроились не позднее одного года после выпуска, в общем количестве выпускников государственных организаций начального профессионального образования;
доля выпускников государственных учреждений высшего образования, которые обучались по укрупненным группам специальностей, соответствующих приоритетным отраслям региональной экономики, и трудоустроились не позднее одного года после выпуска, в общем количестве выпускников государственных организаций высшего образования;
доля преподавателей и мастеров производственного обучения в возрасте до 35 лет в образовательных организациях профессионального образования в общем количестве преподавателей и мастеров производственного обучения
Сроки и этапы реализации подпрограммы
2013 - 2017 годы без деления на этапы
Ресурсное обеспечение подпрограммы
Общий объем финансового обеспечения подпрограммы в 2013 - 2017 годах составит 279801,7 тыс. рублей, в том числе за счет средств:
а) бюджета Республики Башкортостан - 226250,0 тыс. рублей, из них по годам:
2013 год - 80000,0 тыс. рублей;
2014 год - 75000,0 тыс. рублей;
2015 год - 71250,0 тыс. рублей;
б) федерального бюджета - 43451,7 тыс. рублей, из них в 2014 году - 43451,7 тыс. рублей;
в) внебюджетных источников - 10100,0 тыс. рублей, из них по годам:
2013 год - 3100,0 тыс. рублей;
2014 год - 3500,0 тыс. рублей;
2015 год - 3500,0 тыс. рублей

6.3.1. Краткая характеристика модернизации системы
профессионального образования Республики Башкортостан

Первое, на что направлена модернизация системы профобразования, начавшаяся в 2011 году, - это устранение диспропорций в объемах и структуре подготовки кадров.
Благодаря реализации Комплексной программы модернизации системы профессионального образования Республики Башкортостан с 2011 года:
получила дальнейшее развитие система прогнозирования кадровых потребностей отраслей экономики;
в системе профессионального образования создана новая организационная структура - многофункциональный центр прикладных квалификаций,
количество организаций, получивших господдержку инновационных образовательных программ, реализуемых совместно с работодателями, составило 22.
Организациям системы профессионального образования в 2011 - 2013 годах предоставлена государственная поддержка из бюджета Республики Башкортостан в размере 350,2 млн. рублей, объем софинансирования со стороны работодателей за указанный период составляет 487,4 млн. рублей. На базе профессиональных образований созданы 22 ресурсных центра подготовки кадров для высокотехнологичного машиностроительного, нефтехимического, полиграфического, агропромышленного и деревообрабатывающего производств, для строительной отрасли, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы и 1 многофункциональный центр прикладных квалификаций, в котором по итогам 2013 года подготовлено 1300 человек. К 2018 году будет создано не менее 5 многофункциональных центров.
В 2013 году в Комплексную программу модернизации системы профессионального образования республики были внесены серьезные коррективы с учетом принятой Министерством образования и науки Российской Федерации стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций на период до 2020 года.
Обновленная Комплексная программа модернизации системы профессионального образования Республики Башкортостан была нацелена на повышение конкурентоспособности профессионального образования республики, консолидацию ресурсов бизнеса, государства и образовательных организаций в развитии региональной системы профессионального образования. Для этого в последние 4 года разработаны и реализуются новые модели обучения:
сетевые формы обучения с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций. К 2020 году будет реализованы инновационные проекты объединения ресурсов организаций профессионального образования для подготовки кадров по наиболее востребованным отраслями экономики республики специальностям и профессиям;
обучение на рабочем месте с использованием ресурсов работодателей;
создание новых организационных структур в системе профессионального образования.
Одна из главных задач, которую решает модернизация профессионального образования, - привязка образовательных проектов к инновационному развитию отраслей экономики республики путем оказания государственной поддержки инновационным образовательным программам, разрабатываемым и реализуемым с участием работодателей. Повышается интерес работодателей к организациям профобразования и в плане использования их ресурсной базы для организации повышения квалификации, профессиональной подготовки и переподготовки своих работников в соответствии с заключенными договорами.

6.3.2. Цель и задачи подпрограммы

Основная цель подпрограммы - обеспечить доступность качественного профессионального образования, соответствующего требованиям инновационного социально-экономического развития Республики Башкортостан и Российской Федерации.
Сегодня в сфере модернизации профессионального образования актуальны следующие задачи:
создать систему прогнозирования кадровых потребностей региональной экономики, формирования и распределения государственного задания (заказа) на подготовку кадров;
сформировать эффективную территориально-отраслевую организацию ресурсов системы профессионального образования, ориентированную на потребности перспективных региональных рынков труда;
повысить привлекательность программы профессионального образования, востребованной на региональном рынке труда;
сформировать региональную государственно-общественную систему оценки качества профессионального образования;
внедрить новый финансово-экономический механизм в региональную систему профессионального образования;
развивать кадровые ресурсы региональной системы профессионального образования.

6.3.3. Целевые индикаторы и показатели подпрограммы
и их взаимосвязь с показателями государственной программы

Сведения о составе и значениях целевых индикаторов и показателей подпрограммы по годам, методика расчета значений целевых индикаторов и показателей подпрограммы приведены в приложении № 1 к государственной программе.
Целевые индикаторы подпрограммы установлены на основе целей, задач, целевых индикаторов и показателей согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 "О мерах по реализации государственной социальной политики", Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", Указу Президента Республики Башкортостан от 30 ноября 2013 года № УП-371 "Об оценке эффективности деятельности республиканских органов исполнительной власти", плану мероприятий ("дорожной карте") "Изменения в сфере образования Республики Башкортостан, направленные на повышение ее эффективности", утвержденному распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 30 апреля 2013 года № 510-р, другим социально-экономическим документам в сфере образования Республики Башкортостан.

6.3.4. Ресурсное обеспечение подпрограммы

Ресурсное обеспечение подпрограммы представляет собой совокупность финансовых, имущественных, материальных, информационных, человеческих ресурсов.
Финансовое обеспечение подпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета Республики Башкортостан и внебюджетных источников.
Для реализации подпрограммы ежегодно выделяются средства из федерального бюджета Российской Федерации на основании заключенных соглашений между Правительством Республики Башкортостан и Министерством образования и науки Российской Федерации в части мероприятий профессионального образования.
Объемы привлечения внебюджетных средств прогнозируются по плану финансово-хозяйственной деятельности.
Информация о финансовом обеспечении подпрограммы представлена в приложении № 2 к государственной программе.

6.4. Подпрограмма "Формирование здорового образа жизни
и организация отдыха, оздоровления и дополнительной
занятости детей, подростков и учащейся молодежи
Республики Башкортостан"

ПАСПОРТ
подпрограммы "Формирование здорового образа жизни
и организация отдыха, оздоровления и дополнительной
занятости детей, подростков и учащейся молодежи
Республики Башкортостан"

Ответственный исполнитель подпрограммы (соисполнитель государственной программы)
Министерство образования Республики Башкортостан;
Государственный комитет Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей
Цели и задачи подпрограммы
Цели:
совершенствовать инфраструктуру системы отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и учащейся молодежи Республики Башкортостан;
реализовывать меры государственной поддержки сфер отдыха и оздоровлении детей, подростков и учащейся молодежи Республики Башкортостан в целях повышения качества и доступности услуг;
укрепить материально-техническую базу государственных образовательных организаций в целях повышения качества отдыха и оздоровления детей, подростков и учащейся молодежи;
обеспечить высокое качество, доступность и эффективность дополнительного образования детей;
выявлять, поддержать и развивать одаренных детей в Республике Башкортостан.
Задачи:
сохранить и развивать сеть организаций дополнительного образования детей;
организовать республиканские лагеря (воспитательно-оздоровительные центры) в Республике Башкортостан;
организовать массовый летний отдых, оздоровление и занятость детей, подростков и учащейся молодежи;
организовать различные формы отдыха детей, подростков и учащейся молодежи;
обеспечить государственные гарантии доступности и равных возможностей получения обучающимися дополнительного образования, его эффективности и качества;
укреплять кадровый потенциал в системе дополнительного образования детей;
создать системы выявления, отбора, обучения, воспитания и поддержки одаренных детей;
внедрить инновационные технологии выявления и поддержки одаренных детей;
обеспечить занятость детей, подростков и учащейся молодежи во внеучебное время
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы
Соотношение средней заработной платы педагогических работников организаций дополнительного образования детей и средней заработной платы в Республике Башкортостан;
количество детей, подростков и учащейся молодежи, охваченных малозатратными формами отдыха, оздоровления и занятости в каникулярное время;
доля детей, подростков и учащейся молодежи, охваченных основными формами отдыха и оздоровления в круглогодичном режиме, в общем количестве детей, подростков и учащейся молодежи Республики Башкортостан;
доля детских республиканских и муниципальных оздоровительных организаций всех типов с соответствующей материально-технической базой в общем количестве детских республиканских и муниципальных оздоровительных организаций всех типов;
доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста;
доля обучающихся - победителей и призеров олимпиад и конкурсов, проводимых на региональном, межрегиональном, федеральном, международном уровнях, в общем количестве участников от Республики Башкортостан в таких мероприятиях;
доля образовательных организаций, проводящих работу с одаренными детьми, в общем количестве образовательных организаций республики;
доля педагогических работников, прошедших подготовку и повышение квалификации для работы с одаренными детьми, в общем количестве педагогических работников республики
Сроки и этапы реализации подпрограммы
2013 - 2017 годы без деления на этапы
Ресурсное обеспечение подпрограммы
Общий объем финансового обеспечения подпрограммы в 2013 - 2017 годах составит 4660818,1 тыс. рублей, в том числе за счет средств:
а) бюджета Республики Башкортостан - 4569071,6 тыс. рублей, из них по годам:
2013 год - 854201,5 тыс. рублей;
2014 год - 1157831,5 тыс. рублей;
2015 год - 852346,2 тыс. рублей;
2016 год - 852346,2 тыс. рублей;
2017 год - 852346,2 тыс. рублей;
б) федерального бюджета - 18450 тыс. рублей, из них в
2014 году - 18450 тыс. рублей;
в) внебюджетных источников - 73296,5 тыс. рублей, из них по годам:
2013 год - 8250,0 тыс. рублей;
2014 год - 406,5 тыс. рублей;
2015 год - 20380,0 тыс. рублей;
2016 год - 21880,0 тыс. рублей;
2017 год - 22380,0 тыс. рублей

6.4.1. Краткая характеристика сфер формирования здорового
образа жизни и организации отдыха, оздоровления
и дополнительной занятости детей, подростков и учащейся
молодежи Республики Башкортостан

Организация отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и учащейся молодежи - одно из приоритетных направлений государственной социальной политики.
На протяжении нескольких лет в республике наблюдается устойчивая тенденция к сохранению положительной динамики в организации и проведении летней оздоровительной кампании. Инфраструктура для всех возрастных категорий в республике представлена широким спектром различных форм отдыха, оздоровления и занятости детей.
Ежегодно в республике проводятся специализированные тематические смены, палаточные, спортивные, туристские лагеря, лагеря-экспедиции, слеты, профильные лагеря, спортивные и туристические соревнования, многодневные и категорийные походы, направленные на повышение интеллектуального и культурного развития, самореализацию и профессиональное самоопределение детей, подростков и учащейся молодежи.
Основную роль в организации деятельности лагерей играет грамотно подобранный кадровый состав, имеющий необходимый уровень профессиональной подготовки.
Повышению профессиональной подготовки педагогических кадров способствует ежегодное проведение республиканских конкурсов "Лучший лагерь Башкортостана", "Наука и практика обеспечения детского и молодежного отдыха", "Конкурс молодых специалистов в сфере отдыха детей и молодежи". Победители принимают участие в подобных конкурсах Российской Федерации.
С 2012 года республика является участником сетевой экспериментальной площадки Федерального института развития образования по теме "Межведомственное взаимодействие как ресурс развития государственно-общественного управления системой отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи", в которую входят несколько организаций, занимающихся детским отдыхом и оздоровлением.
Охват детей дополнительным образованием составил в 2012 году 74,4% от общего количества детей в возрасте от 5 до 18 лет. Данную работу ведут 239 организаций дополнительного образования детей, которые обеспечивают не только развитие ребенка, но и его занятость во внеурочное время, что очень важно для его успешной социализации.
Дети развиваются в различных направлениях детского творчества - художественном, научно-техническом, эколого-биологическом, туристко-краеведческом.
Значительное внимание уделяется детскому реабилитационному туризму. Туризм и краеведение для детей с ограниченными возможностями здоровья - социально значимые проекты, направленные на оптимизацию социальной ситуации развития.
Туристско-краеведческие объединения детей с ограниченными физическими возможностями функционируют в городах Туймазы, Белорецке, Салавате, Стерлитамаке, Нефтекамске, Октябрьском, Кумертау, Белебее, Агидели, а также в Зианчуринском, Караидельском, Мишкинском, Дуванском, Бакалинском, Аскинском, Куюргазинском, Бурзянском районах Республики Башкортостан.
Ежегодно для детей с ограниченными возможностями здоровья проводятся республиканские профильные лагеря, конкурсы и соревнования.

6.4.2. Цели и задачи подпрограммы

Основными целями подпрограммы являются:
совершенствовать инфраструктуру системы отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и учащейся молодежи Республики Башкортостан;
реализовывать меры государственной поддержки сфер отдыха и оздоровления детей, подростков и учащейся молодежи Республики Башкортостан в целях повышения качества и доступности услуг;
укрепить материально-техническую базу государственных образовательных организаций в целях повышения качества отдыха и оздоровления детей, подростков и учащейся молодежи;
обеспечить высокое качество, доступность и эффективность дополнительного образования детей;
выявлять, поддержать и развивать одаренных детей в Республике Башкортостан.
Сегодня в сфере формирования здорового образа жизни и организации отдыха, оздоровления и дополнительной занятости детей, подростков и учащейся молодежи Республики Башкортостан актуальны следующие задачи:
сохранить и развивать сеть организаций дополнительного образования детей;
организовать республиканские лагеря (воспитательно-оздоровительные центры) в Республике Башкортостан;
организовать массовый летний отдых, оздоровление и занятость детей, подростков и учащейся молодежи;
организовать различные формы отдыха детей, подростков и учащейся молодежи;
обеспечить государственные гарантии доступности и равных возможностей получения обучающимися дополнительного образования, его эффективности и качества;
укреплять кадровый потенциал в системе дополнительного образования детей;
создать системы выявления, отбора, обучения, воспитания и поддержки одаренных детей;
внедрить инновационные технологии выявления и поддержки одаренных детей;
обеспечить занятость детей, подростков и учащейся молодежи во внеучебное время.

6.4.3. Целевые индикаторы и показатели подпрограммы
и их взаимосвязь с показателями государственной программы

Сведения о составе и значениях целевых индикаторов и показателей подпрограммы по годам, методика расчета значений целевых индикаторов и показателей подпрограммы приведены в приложении № 1 к государственной программе.
Целевые индикаторы подпрограммы установлены на основе целей, задач, целевых индикаторов и показателей согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 "О мерах по реализации государственной социальной политики", Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", Указу Президента Республики Башкортостан от 30 ноября 2013 года № УП-371 "Об оценке эффективности деятельности республиканских органов исполнительной власти", плану мероприятий ("дорожной карте") "Изменения в сфере образования Республики Башкортостан, направленные на повышение ее эффективности", утвержденному распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 30 апреля 2013 года № 510-р, другим социально-экономическим документам в сфере образования Республики Башкортостан.

6.4.4. Ресурсное обеспечение подпрограммы

Ресурсное обеспечение подпрограммы представляет собой совокупность финансовых, имущественных, материальных, информационных, человеческих ресурсов.
Финансовое обеспечение подпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета Республики Башкортостан и внебюджетных источников.
Для реализации подпрограммы ежегодно выделяются средства из федерального бюджета Росс